Ремонт стартера автомобиля в Ростове-на-Дону (в пос. Александровка): на проспекте 40-Летия Победы 318А. Стартер — это та составляющая автомобиля, которой требуется диагностика (и, возможно, ремонт) при первых симптомах неполадок. Не забывайте и том, что для ремонта будет нужен набор современного инструментария, заряженная аккумуляторная батарея и смотровая яма.
Конструкция стартера
Стартером называется электрический двигатель постоянного тока, имеющий четыре полюса и четыре щетки. В разрезе его провод соединяется с зубчатым маховиковым венцом. Чтобы стартер начал работать, его включают при помощи тягового электромагнитного реле. На общей схеме он будет скреплен с картером сцепления, а от горячей трубки выпускного отдела его укрывает специальный щиток.
Чтобы процедуры диагностики, ремонта, сборки и последующей проверки были понятны автолюбителю, первым делом рассматриваются ключевые элементы, определяются их главные функции:
- Обмотка (альтернативное название — статор). Перед вами неподвижный, статичный элемент, который будет взаимодействовать непосредственно с ротором. В тех моделях авто, где стартер редукторный, здесь можно увидеть постоянные магниты.
- Якорь. Деталь имеет форму оси, по своей сути является ротором электрического двигателя — от него крутящий момент будет непосредственно передаваться коленчатому валу мотора. Этим объясняется роль стартера: данный механизм способен трансформировать электроэнергию, получаемую от аккумуляторной батареи, уже в механическую энергию.
- Бендикс. Это муфта небольших размеров, главная роль которой — приведение в движение моторного маховика. Когда он начинает быстрее крутиться, бендикс при помощи возвратной пружины возвращается в исходное состояние. Если этого не произойдет, крутящий момент будет передаваться стартеру от мотора назад.
- Тяговое реле (второе название — втягивающее). Цилиндрообразный элемент, который превышает сам стартер по параметрам в 2 раза. Вы увидите реле в верхней зоне. Маленькая, но важная деталь, которая способна синхронизировать работу всей стартерной системы. Именно втягивающее реле после поворачивания ключа зажигания двигает вперед бендикс, что приводит собой в движение механизмы автомобильных двигателей.
- Щетки и их держатели. Эти составляющие части вы увидите уже в районе стартерной задней крышки. Их функция — подать напряжение на роторные пластинки, тем самым увеличив КПД электрического двигателя во время его функционирования. После того, как ключ зажигания вернется к своему стандартному положению в замке, напряжение уходит.
Основные признаки неполадок стартера
Некоторые автолюбители до сих ошибочно считают, что стартеру ремонт и диагностика требуется в одном единственном случае — когда машина перестала заводиться вообще. Однако принятие мер на столь позднем этапе сильно бьет по кошельку, требует долгосрочного и сложного ремонта. Поэтому целесообразно «бить тревогу» при первых признаках неисправности:
- Перестал прокручиваться с первого оборота ключ. Самая вероятная причина — щетки, передающие напряжение на стартерный ротор, находятся в нерабочем состоянии — их требуется сменить на новые.
- Аккумулятор заряжен на 100 %, но при этом стартер работает с какими-то задержками. Либо стал раскручиваться гораздо больше времени, чем это требовалось ему прежде. Здесь две самые распространенных первопричины — физический износ, механические повреждения либо щетки, либо подшипника. Как следствие, движущий элемент устройства (ротор) во время работы начинает цепляться за статор — обмотку.
- Стартер начал возвращать свои составные элементы к исходному состоянию после начала работы двигателя с задержками. У этого «симптома», причина, скорее всего в физическом износе шестерен бендиксов или в повреждении самого двигательного маховика. О том, что с бендиксом (элементом стартера, раскручивающим маховик) не все в порядке, говорит ситуация, когда он зацепляется за маховик, но как следует раскрутить его не в состоянии.
- Стартер вращается вместе с мотором. Иными словами, после раскручивания автомобильного двигателя составные стартерные элементы не отходят от него посредством действия возвратных пружин, а продолжают раскручиваться в тон маховику мотора. Причина этой проблемы в повреждении, засорении или силового контакта реле, или ротора.
Среди самых типичных поломок следующие:
- заедание проводков на якорном реле;
- нестабильное функционирование тягового реле;
- залипание контактов на том же тяговом реле;
- неисправности, связанные с обратными пружинами, — ими становятся, как проблемы с выключателями зажигания, так и муфтами свободного хода;
- поломки подшипниковых элементов;
- физических износ шеек на якорном валу;
- ослабление винтов фиксации, результатом чего становится появление вибрации при работе устройства;
- повреждение зубчиков;
- ослабление фиксаторов полюса, приводящее за собой «царапание» якоря.
Виды ремонта стартера
Типы ремонта стартера, соответственно, различаются по конкретным неисправностям устройства:
- Истирание щетки. Причина в том, что элемент изнашивается из-за слишком плотного соприкосновения с вращающимся якорем. Мастер определяет уровень износа посредством простого инструмента — штангенциркуля. Есть и более легкий способ — сравнить толщину новых и старых щеток.
- Износ контактных пластин. Самый часто заменяемый элемент — щетки. Но и коллекторные пластины, в среднем, через 100 тыс. км пробега становятся негодными. Уровень их негодности стандартно определяется по тому, насколько глубока проточка, возникающая от постоянного трения об щетки.
- Нарушенная изоляция коллекторных контактов. Следствием становится и межвитковое замыкание, и пробои на массу «тела» якоря.
- Выход из строя втулок, которые удерживают вал якоря. При их критическом износе происходит биение якорного вала, что приводит за собой и ранний выход из строя щеток, и неравномерное стирание коллектора, межвитковые замыкания, смещения якорных пластин.
- Поломка клемм плюс-провода. Так как на клеммы нередко влияет негативная внешняя среда, они страдают и от ржавчины.
- Отклеивание от стартерного корпуса магнитов.
- Физические износ шестерни якорного вала.
- Обгорание контактных пластинок втягивающих реле. Перегорает обмотка, происходят межвитковые замыкания.
Что касается самостоятельного ремонта, то чаще всего автолюбители своими руками делают следующее:
- Заменяют щетки.
- Очищают рабочие области коллекторов наждачкой с мелким зерном.
- Смазывают для лучшей работы отдельные элементы стартера.
- Производят плановую очистку от отходов и грязи, появляющихся по ходу износа установленных графитовых щеток.
Есть и такой момент, что изготовитель автомобиля может не предусмотреть вероятность диагностики и ремонта втягивающих реле. Поэтому для проведения работ элемент приходится развальцовывать. Обычно это делают зачисткой «шкуркой» контактных зон на клеммных болтах и пластинах. При диагностировании пробоев на корпус, межвитковых замыканиях лучше не тратить время на ремонт, а произвести замену. Также не каждый автомастер считает оправданной процедурой ремонта коллекторных ламелей, перемотку стартерных якорей.
Вся схема ремонта представляется следующим образом:
- Демонтаж стартера. Мастер снимает термозащитный щит, а уже затем — сам стартер. Для этого откручивается сначала два верхних болта, затем нижний. Следующим шагом корпус сдвигают несколько вперед, чтобы отсоединить от тягового реле колодку. Потом уже отвинчивают последнюю гайку и движением кверху снимают сам стартер.
- Проверка и при необходимости замена реле.
- Замена щеток. Элемент требуется заменить в случае, если его высота оказалась менее 1,2 см.
- Проверка стартерных обмоток. Диагностика проводится с помощью омметра.
- Диагностика коллектора и изоляции болтов стяжек. В ходе мастер визуально проверяет состояние элементов — на них не должно быть признаков пробоев или горения.
- Проверка с помощью того же омметра якорных обмоток.
- Диагностирование состояния обгонной муфты и шестерни. В случае неисправности элементы заменяются вместе.
- Обратная сборка стартера. Обязательно удаляется пыль и мусор, пластиковые поверхности протираются литолом, а ступицы, муфты: подшипники, шлицы и втулки смазываются машинным маслом.
Извлечение стартера автомобиля
Для проведения работ обязательно нужна смотровая яма: чтобы достать, собственно, стартер из-под капота. Дальнейшее диагностирование проводится вне машины. Если водитель занимается такой работой первый раз, весьма вероятно, что она займет у него немало времени. Мастера рекомендуют до непосредственного демонтажа устройства произвести следующее:
- Зачистите стартерные контакты — наверняка они успели загрязниться и окислиться за тот период, который вы используете автомобиль.
- Обязательно проверьте, что контакты надежно закреплены.
- При необходимости проводится замена проводов, по которым подается питание.
- В идеале проверяют электрическую цепь по всему ее протяжению. Эта мера необходима, чтобы точно убедиться, что проблема кроется именно в стартере, а не в аккумуляторной батарее.
Новички не всегда в курсе, где же конкретно находится стартер в их авто. Обратите внимание на звуки, которые раздаются из-под капота в момент, когда вы поворачиваете ключ.
Сам демонтаж проводится по следующей схеме:
- Как уже сказано выше, все работы проводятся в смотровой яме.
- Первым делом стартер отсоединяется от аккумулятора, а именно — мастер снимает и клеммы, и проводящие ток провода со втягивающего реле.
- Вторым этапом нужно аккуратно открутить 2-3 крепежных болта. Для проведения работы вам будет нужен шарнирный удлинитель.
- Чтобы добраться непосредственно до стартера, потребуется также демонтировать ряд механизмов и узлов на пути к нему. В частности, для большинства моделей автотранспорта нужен демонтаж защитной обшивки моторного отделения.
Диагностика стартера после демонтажа
Чтобы найти конкретный элемент, мешающий нормальной работе, механизм предварительно очищают: окисленные контакты обрабатываются шкуркой. После этого приступают к самим диагностическим мероприятиям:
- Подключают аккумулятор — присоединяют клеммы, а затем свободным кончиком минус-провода касаются «тела» стартера. Если тяговое реле устройства исправно, то вы сначала услышите отчетливый «щелк», а затем увидите бендикс, который переместился вперед. Если такой реакции нет, причина неисправности (или одна из причин) — точно во втягивающем реле.
- Если с реле все в порядке, следующим этапом проверяют целостность обмотки статора посредством омметра. Если выяснится, что изоляционный слой поврежден, его восстанавливают нанесением специального пропиточного лака. Однако новичку такую процедуру лучше не делать самостоятельно: если у вас нулевой опыт работы с электроизмерительным инструментарием, гораздо логичнее доверить диагностику профессионалам. Помните и о том, что в конструкциях редукторных стартеров находятся постоянные магниты. Их ремонт очень сложен, поэтому выход зачастую — только в установке нового исправного стартера.
- Все оказалось исправным? Тогда переходите к проверке изоляции ротора. Чтобы проделать это диагностическое мероприятие, мастер сначала раскручивает шпильки, которые скрепляют две половины электрического двигателя, а уже затем разбирает последний полностью. Проследите, что муфта свободно прокручивается в одном направлении, но стопориться в другом.
- Вне зависимости от того, была ли обнаружена основная проблема, потребуется заменить стартерные щетки. Замена щеток на новые отдалит следующий разбор стартера. Обратите внимание, что данные элементы крепятся клеммами и пружинами, прижимающими их в верхней части. Чтобы заменить щетки, мастер, действуя отверткой, снимает стартерную крышку со стороны замка зажигания.
Сборка стартера и проверка работоспособности
Важно при демонтаже и разборке необходимо запомнить, а то и записать все, что предприняли. Разложите снятые детали в хронологическом порядке. Сборка будет происходить, соответственно. в обратном порядке.
После того, как стартер полностью собран, его работоспособность проверяют путем подключения к аккумулятору. Важно учитывать, что к обмотке ротора подключают плюс, а к самому корпусу — минус. При таком положении дел в контактах реле случается замыкание, а бендикс свободно передвигается. Критично оцените функционирование электромотора — его работа должна быть равномерной. При подаче плюса двигатель работает без подозрительных шумов.
После успешной проверки стартер возвращают на законное место в автомобиль. Диагностика устройства — необходимость для всех моделей автотранспорта. Ведь стартер — механизм с четко определенным периодом работы. Стандартно этот срок составляет 100-150 тыс. км..