Как отремонтировать стартер автомобиля

ремонт стартера

Ремонт стартера автомобиля в Ростове-на-Дону (в пос. Александровка): на проспекте 40-Летия Победы 318А. Стартер — это та составляющая автомобиля, которой требуется диагностика (и, возможно, ремонт) при первых симптомах неполадок. Не забывайте и том, что для ремонта будет нужен набор современного инструментария, заряженная аккумуляторная батарея и смотровая яма.

Конструкция стартера

Стартером называется электрический двигатель постоянного тока, имеющий четыре полюса и четыре щетки. В разрезе его провод соединяется с зубчатым маховиковым венцом. Чтобы стартер начал работать, его включают при помощи тягового электромагнитного реле. На общей схеме он будет скреплен с картером сцепления, а от горячей трубки выпускного отдела его укрывает специальный щиток.

Чтобы процедуры диагностики, ремонта, сборки и последующей проверки были понятны автолюбителю, первым делом рассматриваются ключевые элементы, определяются их главные функции:

  1. Обмотка (альтернативное название — статор). Перед вами неподвижный, статичный элемент, который будет взаимодействовать непосредственно с ротором. В тех моделях авто, где стартер редукторный, здесь можно увидеть постоянные магниты.
  2. Якорь. Деталь имеет форму оси, по своей сути является ротором электрического двигателя — от него крутящий момент будет непосредственно передаваться коленчатому валу мотора. Этим объясняется роль стартера: данный механизм способен трансформировать электроэнергию, получаемую от аккумуляторной батареи, уже в механическую энергию.
  3. Бендикс. Это муфта небольших размеров, главная роль которой — приведение в движение моторного маховика. Когда он начинает быстрее крутиться, бендикс при помощи возвратной пружины возвращается в исходное состояние. Если этого не произойдет, крутящий момент будет передаваться стартеру от мотора назад.
  4. Тяговое реле (второе название — втягивающее). Цилиндрообразный элемент, который превышает сам стартер по параметрам в 2 раза. Вы увидите реле в верхней зоне. Маленькая, но важная деталь, которая способна синхронизировать работу всей стартерной системы. Именно втягивающее реле после поворачивания ключа зажигания двигает вперед бендикс, что приводит собой в движение механизмы автомобильных двигателей.
  5. Щетки и их держатели. Эти составляющие части вы увидите уже в районе стартерной задней крышки. Их функция — подать напряжение на роторные пластинки, тем самым увеличив КПД электрического двигателя во время его функционирования. После того, как ключ зажигания вернется к своему стандартному положению в замке, напряжение уходит.

Основные признаки неполадок стартера

Некоторые автолюбители до сих ошибочно считают, что стартеру ремонт и диагностика требуется в одном единственном случае — когда машина перестала заводиться вообще. Однако принятие мер на столь позднем этапе сильно бьет по кошельку, требует долгосрочного и сложного ремонта. Поэтому целесообразно «бить тревогу» при первых признаках неисправности:

  1. Перестал прокручиваться с первого оборота ключ. Самая вероятная причина — щетки, передающие напряжение на стартерный ротор, находятся в нерабочем состоянии — их требуется сменить на новые.
  2. Аккумулятор заряжен на 100 %, но при этом стартер работает с какими-то задержками. Либо стал раскручиваться гораздо больше времени, чем это требовалось ему прежде. Здесь две самые распространенных первопричины — физический износ, механические повреждения либо щетки, либо подшипника. Как следствие, движущий элемент устройства (ротор) во время работы начинает цепляться за статор — обмотку.
  3. Стартер начал возвращать свои составные элементы к исходному состоянию после начала работы двигателя с задержками. У этого «симптома», причина, скорее всего в физическом износе шестерен бендиксов или в повреждении самого двигательного маховика. О том, что с бендиксом (элементом стартера, раскручивающим маховик) не все в порядке, говорит ситуация, когда он зацепляется за маховик, но как следует раскрутить его не в состоянии.
  4. Стартер вращается вместе с мотором. Иными словами, после раскручивания автомобильного двигателя составные стартерные элементы не отходят от него посредством действия возвратных пружин, а продолжают раскручиваться в тон маховику мотора. Причина этой проблемы в повреждении, засорении или силового контакта реле, или ротора.

Среди самых типичных поломок следующие:

  • заедание проводков на якорном реле;
  • нестабильное функционирование тягового реле;
  • залипание контактов на том же тяговом реле;
  • неисправности, связанные с обратными пружинами, — ими становятся, как проблемы с выключателями зажигания, так и муфтами свободного хода;
  • поломки подшипниковых элементов;
  • физических износ шеек на якорном валу;
  • ослабление винтов фиксации, результатом чего становится появление вибрации при работе устройства;
  • повреждение зубчиков;
  • ослабление фиксаторов полюса, приводящее за собой «царапание» якоря.

Виды ремонта стартера

Типы ремонта стартера, соответственно, различаются по конкретным неисправностям устройства:

  1. Истирание щетки. Причина в том, что элемент изнашивается из-за слишком плотного соприкосновения с вращающимся якорем. Мастер определяет уровень износа посредством простого инструмента — штангенциркуля. Есть и более легкий способ — сравнить толщину новых и старых щеток.
  2. Износ контактных пластин. Самый часто заменяемый элемент — щетки. Но и коллекторные пластины, в среднем, через 100 тыс. км пробега становятся негодными. Уровень их негодности стандартно определяется по тому, насколько глубока проточка, возникающая от постоянного трения об щетки.
  3. Нарушенная изоляция коллекторных контактов. Следствием становится и межвитковое замыкание, и пробои на массу «тела» якоря.
  4. Выход из строя втулок, которые удерживают вал якоря. При их критическом износе происходит биение якорного вала, что приводит за собой и ранний выход из строя щеток, и неравномерное стирание коллектора, межвитковые замыкания, смещения якорных пластин.
  5. Поломка клемм плюс-провода. Так как на клеммы нередко влияет негативная внешняя среда, они страдают и от ржавчины.
  6. Отклеивание от стартерного корпуса магнитов.
  7. Физические износ шестерни якорного вала.
  8. Обгорание контактных пластинок втягивающих реле. Перегорает обмотка, происходят межвитковые замыкания.

Что касается самостоятельного ремонта, то чаще всего автолюбители своими руками делают следующее:

  1. Заменяют щетки.
  2. Очищают рабочие области коллекторов наждачкой с мелким зерном.
  3. Смазывают для лучшей работы отдельные элементы стартера.
  4. Производят плановую очистку от отходов и грязи, появляющихся по ходу износа установленных графитовых щеток.

Есть и такой момент, что изготовитель автомобиля может не предусмотреть вероятность диагностики и ремонта втягивающих реле. Поэтому для проведения работ элемент приходится развальцовывать. Обычно это делают зачисткой «шкуркой» контактных зон на клеммных болтах и пластинах. При диагностировании пробоев на корпус, межвитковых замыканиях лучше не тратить время на ремонт, а произвести замену. Также не каждый автомастер считает оправданной процедурой ремонта коллекторных ламелей, перемотку стартерных якорей.

Вся схема ремонта представляется следующим образом:

  1. Демонтаж стартера. Мастер снимает термозащитный щит, а уже затем — сам стартер. Для этого откручивается сначала два верхних болта, затем нижний. Следующим шагом корпус сдвигают несколько вперед, чтобы отсоединить от тягового реле колодку. Потом уже отвинчивают последнюю гайку и движением кверху снимают сам стартер.
  2. Проверка и при необходимости замена реле.
  3. Замена щеток. Элемент требуется заменить в случае, если его высота оказалась менее 1,2 см.
  4. Проверка стартерных обмоток. Диагностика проводится с помощью омметра.
  5. Диагностика коллектора и изоляции болтов стяжек. В ходе мастер визуально проверяет состояние элементов — на них не должно быть признаков пробоев или горения.
  6. Проверка с помощью того же омметра якорных обмоток.
  7. Диагностирование состояния обгонной муфты и шестерни. В случае неисправности элементы заменяются вместе.
  8. Обратная сборка стартера. Обязательно удаляется пыль и мусор, пластиковые поверхности протираются литолом, а ступицы, муфты: подшипники, шлицы и втулки смазываются машинным маслом.

Извлечение стартера автомобиля

Для проведения работ обязательно нужна смотровая яма: чтобы достать, собственно, стартер из-под капота. Дальнейшее диагностирование проводится вне машины. Если водитель занимается такой работой первый раз, весьма вероятно, что она займет у него немало времени. Мастера рекомендуют до непосредственного демонтажа устройства произвести следующее:

  1. Зачистите стартерные контакты — наверняка они успели загрязниться и окислиться за тот период, который вы используете автомобиль.
  2. Обязательно проверьте, что контакты надежно закреплены.
  3. При необходимости проводится замена проводов, по которым подается питание.
  4. В идеале проверяют электрическую цепь по всему ее протяжению. Эта мера необходима, чтобы точно убедиться, что проблема кроется именно в стартере, а не в аккумуляторной батарее.

Новички не всегда в курсе, где же конкретно находится стартер в их авто. Обратите внимание на звуки, которые раздаются из-под капота в момент, когда вы поворачиваете ключ.

Сам демонтаж проводится по следующей схеме:

  1. Как уже сказано выше, все работы проводятся в смотровой яме.
  2. Первым делом стартер отсоединяется от аккумулятора, а именно — мастер снимает и клеммы, и проводящие ток провода со втягивающего реле.
  3. Вторым этапом нужно аккуратно открутить 2-3 крепежных болта. Для проведения работы вам будет нужен шарнирный удлинитель.
  4. Чтобы добраться непосредственно до стартера, потребуется также демонтировать ряд механизмов и узлов на пути к нему. В частности, для большинства моделей автотранспорта нужен демонтаж защитной обшивки моторного отделения.

Диагностика стартера после демонтажа

Чтобы найти конкретный элемент, мешающий нормальной работе, механизм предварительно очищают: окисленные контакты обрабатываются шкуркой. После этого приступают к самим диагностическим мероприятиям:

  1. Подключают аккумулятор — присоединяют клеммы, а затем свободным кончиком минус-провода касаются «тела» стартера. Если тяговое реле устройства исправно, то вы сначала услышите отчетливый «щелк», а затем увидите бендикс, который переместился вперед. Если такой реакции нет, причина неисправности (или одна из причин) — точно во втягивающем реле.
  2. Если с реле все в порядке, следующим этапом проверяют целостность обмотки статора посредством омметра. Если выяснится, что изоляционный слой поврежден, его восстанавливают нанесением специального пропиточного лака. Однако новичку такую процедуру лучше не делать самостоятельно: если у вас нулевой опыт работы с электроизмерительным инструментарием, гораздо логичнее доверить диагностику профессионалам. Помните и о том, что в конструкциях редукторных стартеров находятся постоянные магниты. Их ремонт очень сложен, поэтому выход зачастую — только в установке нового исправного стартера.
  3. Все оказалось исправным? Тогда переходите к проверке изоляции ротора. Чтобы проделать это диагностическое мероприятие, мастер сначала раскручивает шпильки, которые скрепляют две половины электрического двигателя, а уже затем разбирает последний полностью. Проследите, что муфта свободно прокручивается в одном направлении, но стопориться в другом.
  4. Вне зависимости от того, была ли обнаружена основная проблема, потребуется заменить стартерные щетки. Замена щеток на новые отдалит следующий разбор стартера. Обратите внимание, что данные элементы крепятся клеммами и пружинами, прижимающими их в верхней части. Чтобы заменить щетки, мастер, действуя отверткой, снимает стартерную крышку со стороны замка зажигания.

Сборка стартера и проверка работоспособности

Важно при демонтаже и разборке необходимо запомнить, а то и записать все, что предприняли. Разложите снятые детали в хронологическом порядке. Сборка будет происходить, соответственно. в обратном порядке.

После того, как стартер полностью собран, его работоспособность проверяют путем подключения к аккумулятору. Важно учитывать, что к обмотке ротора подключают плюс, а к самому корпусу — минус. При таком положении дел в контактах реле случается замыкание, а бендикс свободно передвигается. Критично оцените функционирование электромотора — его работа должна быть равномерной. При подаче плюса двигатель работает без подозрительных шумов.

После успешной проверки стартер возвращают на законное место в автомобиль. Диагностика устройства — необходимость для всех моделей автотранспорта. Ведь стартер — механизм с четко определенным периодом работы. Стандартно этот срок составляет 100-150 тыс. км..

Stoavtomaster.ru
Call Now Button