Как делать ремонт ходовой части автомобиля

А вы знаете как важно делать ремонт ходовой части автомобиля, так как ходовая берет на себя сильные удары о препятствия на дороге, испытывает различные переменные нагрузки, агрессивное воздействие окружающей среды. Ходовую систему никак не удастся защитить от постоянного износа. А связанные с ней неполадки не только лишают вас комфортного путешествия, но и негативно воздействуют на другие узлы и системы машины. Важно вовремя замечать «симптомы» неисправностей этой системы, чтобы отправить машину на комплексную диагностику и при необходимости провести ремонт ходовой части автомобиля.

Устройство ходовой части автомобиля

Ходовая система отвечает за комфортное передвижение авто по трассе без вибраций и подергиваний. Ее составляющие не только связывают колеса и корпус ТС, но и нивелируют различные колебания, берут на себя и передают далее силы, влияющие на машину. Названными компонентами ходовой части будут передняя и задняя подвески, шины и колеса.

Подвеска

Основная задача этого компонента ходовой — смягчать и гасить колебания от неидеальной дороги, что передаются на корпус ТС. Именно из-за строения подвески кузов производит и вертикальные, и угловые, и продольные, и поперечные колебания. Все они вместе обеспечивают плавное передвижение авто в сравнении с той же телегой.

Если вы хотите зрительно вообразить подвеску, представьте, что автотранспорт подняли в воздух. При этом задние и передние колеса не останутся прижатыми к кузову, а несколько провиснут на пружинах и рычагах. Последние и называются подвеской. Это компонент ходовой части, который позволяет корпусу авто несколько перемещаться в отношении колес, катящихся по асфальту.

Есть две разновидности подвесок:

  1. Зависимая. При данном типе отдельно задние и отдельно передние колеса соединены негнущейся балкой. Если одно из колес наедет на препятствие, то второе повторит угол его наклона.
  2. Независимая. Здесь колеса, находящиеся на одной оси, не соединены между собой единой балкой. Поэтому, если одно из них наедет на препятствие, то только оно изменит свое положение относительно дороги.
ремонт нивы

ремонт ходовой нивы

Важные составляющие самой подвески:

  • Упругий компонент — рессора, пружина. Позволяет смягчить толчки на корпус авто при сильном ударе о препятствия.
  • Амортизатор. Демпфирующая составляющая, призванная контролировать степени упругости пружин. Амортизатор установлен, чтобы поглощать больший процент энергии от колебаний пружин, не позволяя ей повлиять на корпус.
  • Дополнительные упругие составляющие — резиново-металлические шарниры, буферы сжатий. Все элементы согласованы как между собой, так и с направляющими компонентами.

Главные упругие компоненты

  • Совокупность рессор и пружин призвана:
  • Удерживать корпус машины на одном и том же уровне.
  • Обеспечивать сцепление с поверхностью трассы.
  • Удерживать вес транспортного средства.

Дополнительные упругие компоненты

Под этим термином объединяют резиново-железные шарниры и буферы сжатия. Главная задача данных элементов — подавлять высокочастотное колебание, а также ощутимую вибрацию от контакта металлических составляющих системы.

Направляющие элементы

Здесь выделяются рычажные системы, торсионы или рессоры. Их задача — обеспечить кинематику передвижения колес в отношении корпуса. Направляющая система оставляет плоскости вращений колес в положении, перпендикулярном поверхности трассы.

Демпфирующий компонент

Более привычное наименование — амортизатор. Этот ходовой элемент выполняет сразу комплекс задач:

  • Гашения колебаний корпуса машины, что могут быть вызваны как дефектами дорожного полотна, так и инерционной энергией.
  • Снижение влияния колебаний на пассажиров и грузы.
  • Препятствие вибрациям в отношении кузова неподрессоренных элементов — рычагов, мостов, ступиц, балок, осей, колес, шин и тормозных колесных систем.
  • Улучшение сцепления колеса с поверхностью магистрали.

Стабилизаторы поперечной устойчивости

У данного компонента есть четкие задачи: улучшить управляемость авто, уменьшить крен корпуса транспорта конкретно на поворотах. При маневре один бок машины норовит улететь «в отрыв» от поверхности. Этому как раз-таки препятствует стабилизатор: одна часть элемента прижимается к дороге, а вторая — прижимает «улетающую» сторону ТС. Если машина наезжает на препятствие, стержень компонента закручивается, возвращая колесо, ставшее под определенным углом к трассе, в прежнее положение.

Мост

Это название той балки, что соединяет парные колеса — передние и задние. Вторая задача моста — быть опорным элементом для остова ТС. Именно этот компонент способен держать вес и самой машины, и ее груза, пассажиров. Отчего для создания мостов применяют самые крепкие материалы. На легковушках мосты обычно прикрепляются к кузовам, а на грузовиках — к рамам.

Шины

Элемент ходовой системы, который первым ощущает дефекты трассы, и, насколько это реально, смягчает колебания от контакта с неровностями. Опытные автолюбители называют шины «индикаторами здоровья» всей подвески. Если шинная поверхность изнашивается быстро и неравномерно, есть смысл говорить о неисправностях амортизаторов.

Распространенные неисправности ходовой части автомобиля

Автолюбители чаще всего испытывают на себе такие неполадки с ходовой системой ТС:

  • Деформации рычагов передних подвесок.
  • Нарушение строгой параллельности балок.
  • Повреждение верхних амортизационных опор.
  • Разница в жесткости стоечных пружин.
  • Сильное зажатие или нарушение целостности ступичных подшипников.
  • Поломки стабилизаторов поперечной устойчивости.
  • Выход из строя колесных тормозных механизмов.

Признаки неисправности ходовой в автомобиле

О том, что с ходовой системой не все в порядке, узнаете по нескольким «симптомам», заодно определив вероятную причину неисправности.

При передвижении авто ощущаются постукивания и непонятные шумы в районе подвески:

  • Ослабления крепежей или стойки, или шланга стабилизатора.
  • Какие-либо поломки амортизаторов.
  • Износ или наконечников рулевых, или опор шаровых.
  • Повреждение или поломка компонентов рулевых стоек.
  • Износ сайлент-блоков.
  • Повреждения или поломки стоечных пружин.

При передвижении машину утягивает или в левую, или в правую сторону:

  • Неравномерное давление в шинных камерах.
  • Нарушение развал-схождения.
  • Установка разных шин.

Если с шинами все хорошо, то причины сужаются до:

  • Выхода из строя одного из компонентов подвески.
  • Скрытых или явных деформаций корпуса, остова.

Стуки в амортизаторах:

  • Выход из строя втулок крепления.
  • Течь в амортизаторах.
  • Нарушение геометрии всего корпуса машины.
  • Износ амортизационной опоры.
  • Деформация подвесных рычагов.
  • Ослабление крепления между амортизатором и подвеской.
  • Неполадки в функционировании тормозной системы.
  • Несхожий износ шин.
  • Нарушение развал-схождения.
  • Неверно выполненная колесная балансировка.

Стойкое ощущение вибраций в районе ходовой при передвижении ТС:

  • Неравное или сниженное давление в шинных камерах.
  • Износ или зажатие ступичных подшипников.
  • Выход из строя шарниров для рулевого привода.
  • Повреждение, деформация колесных дисков.
  • Ослабление закрутки гаек на колесах.
  • Неправильно выполненная колесная балансировка (или отсутствие таковой).

Машина раскачивается или на поворотах, или на остановке:

  • Поломки рессор и/или амортизаторов.
  • Износ втулок стабилизаторов.

Ощущение, что подвеску «пробивает»:

  • Деформирование шин или дисков.
  • Критичные зазоры в подшипниках ступичных.
  • Вышедший из нормального состояния амортизатор.
  • Сломанные стоечные пружины.
  • Повреждение рессор.
  • Деформация либо изменение формы поворотных кулаков, подвесных рычагов вообще или только их осей.

Поскрипывания при торможении и/или на поворотах:

  • Поломка амортизаторов.
  • Неисправности со стабилизаторами.

Диагностика ходовой части автомобиля

Если разложить правильную автодиагностику на составляющие, мы увидим следующее:

  1. Визуальный осмотр составляющих ходовой системы — опорных конструкция, амортизаторов, рычагов и пружин.
  2. Проведение проверки наконечников рулевых и опор шаровых.
  3. Проверка основных узлов системы.
  4. Диагностика подшипников ступичных.
  5. Установка степени износа дисков, колодок тормозов, шлангов и барабанов.
  6. Комплексная проверка герметичности как гидро-, так и тормозной системы.

Для диагностики нужна или смотровая яма, или эстакада. Процедуру обычно проводят два мастера. Из необходимых инструментов — домкраты, осветительные приборы, монтировки, отвертки и защитные перчатки.

Сама процедура разделяется на этапы:

  1. Осмотр верхних опор на стойках передней подвески. Авто пока что не поднимают — этот шаг диагностики важно произвести в условиях, когда машина нагружена собственным весом. Мастер открывает капот и оценивает зазор между корпусом и чашкой. Если в эту щель беспрепятственно входит стержень отвертки, требуется замена подушки.
  2. Проверка подшипников опор стоек амортизаторов. Корпус ТМ немного раскачивают. Если после этого ощущается люфт, значит, подшипник уже изношен до предела.
  3. Проверка работоспособности гидравлических стоек либо амортизатора. На крыло корпуса машины нажимают сверху, после быстро отпускают. Если амортизатор исправен, кузов плавно вернется на место. Когда же этому предшествуют покачивания, есть смысл задуматься о неисправности амортизатора. Для этого машину поднимают и осматривают элемент. Его нужно заменять, если амортизатор потек, а втулки серьезно изношены.
  4. Поднятие машины домкратом или при помощи подъемника. Качающими движениями воздействуют на передние колеса и их рычаги. Исправные элементы не издают при подобных манипуляциях стуков.
  5. Проверка работоспособности подшипников ступичных. Для этого раскручивают колеса — скрежеты и гудение говорят о проблеме.
  6. Проведение диагностирования задней подвески по примеру передней. Визуальный осмотр гидравлических стоек и амортизаторов, проверка их герметичности. Затем — диагностика состояния пружин.
  7. Проверка состояния уплотнителей, крепежных втулок и сайлентблоков. На исправных элементах нет намека на следы износа и трещины.

Помимо ручной диагностики, машине может быть показана компьютерная, призванная определить неисправности, скрытые от человеческого глаза. Такая проверка желательна в случаях:

  1. У вас современный автомобиль со множественном электронным компонентов.
  2. Индикаторы приборной панели светятся сообщениями об ошибках.
  3. Неисправности проявляют себя или при передвижении автомобиля, или в момент торможения.
  4. Вы проводите ежегодную диагностику в целях предупреждения неисправностей систем и узлов транспортного средства.
  5. Необходима проверка перед продажей авто.
компьютерная диагностика

компьютерная диагностика ходовой

Компьютерная проверка состоит из трех основных шагов:

  1. Имитация на специальном вибростенде нагрузок на ходовую систему подобных тем, что испытывает автомобиль при движении.
  2. Сбор сканером данных с электронных датчиков и передача взятой информации на компьютер.
  3. Анализ данных специальной программой, сравнение фактических показателей с эталонными.

В результате компьютер выдает полный список неисправностей в амортизаторах, тормозах, колесных системах, опорах и оценивает износ компонентов ходовой, делает вывод о работоспособности системы.

Специалисты рекомендуют устраивать диагностику ходовой системы транспортного средства через каждые 10000-15000 км пробега. Особенно она показана, если вам часто приходится передвигаться по бездорожью или трассам с плохим покрытием.

Подготовка к ремонту ходовой автомобиля

После проведения комплексной проверки мастер ставит ходовой системе определенные «диагнозы» в лист диагностики. В документе указываются:

  1. Обнаруженные неисправности.
  2. Стоимость ремонта.
  3. Цена необходимых расходников и запасных компонентов.

В первую очередь, автомобиль очищают в моечной камере. Отдельные детали промывают со специальными моющими средствами. При необходимости из агрегатов удаляют масло, сливая его в отдельные емкости.

Из чего состоит ремонт ходовой автомобиля в автосервисе

К ремонту ходовой системы целесообразно переходить после скрупулезной диагностики всех ее компонентов. В ремонтные работы по передней подвеске входит:

  1. Замена изношенных или неисправных шаровых опор. Нередко проблема в порванном пыльнике, поэтому важно следить за состоянием данного компонента и вовремя его обновлять. Езда с неисправными шаровыми опорами — опасное занятие: если элемент разлетится на на куски при движении, вы можете просто потерять управление.
  2. Замена подшипников ступиц. Чтобы необходимость в ремонте возникала реже, не забывайте время от времени смазывать данные элементы. Мастера не рекомендуют ездить с неисправными подшипниками, так как это нередко приводит к заклиниванию колес.
  3. Замена рычагов передней подвески.
  4. Смена так называемых сайлентблоков (втулок рычагов). Не вечный элемент, который, изнашиваясь, становится причиной люфтов и шумов.
  5. Замена наконечников рулевых тяг. После таких ремонтных работ показана проверка развал-схождения.
  6. Замена неисправных амортизаторов. Технологически сложная процедура, которую стоит доверить мастеру.

Задняя подвеска несколько проще по своему строению. Эта часть ходовой нуждается и в бережном отношении, и в периодической диагностике амортизаторов, рессор, сайлентблоков и пружин.

Как показывает практика, задняя подвеска держится без нареканий первые 100-150 тыс. пробега новой машины. Но если вы практикуете езду по бездорожью, не объезжаете ямы, любите агрессивное вождение, ремонт этой составляющей ходовой потребуется намного раньше.

При диагностике мастер обращает внимание на уровень деформации рессор и пружин, высоту заднего моста по отношению к переднему. Самое частое обращение автолюбителей: поломка пружинных витков задней подвески из-за перегрузок.