Какие есть ремни безопасности

ремни безопасности

Ремнем безопасности называется протестированное средство, чье главное предназначение — без травм удержать человека в кресле при случае внезапного торможения или дорожной аварии. Ремень предотвратит движение тела вперед по инерции, не допустит столкновения с приборным рядом, лицевым стеклом, спинкой впереди стоящего сидения или другими людьми-пассажирами.

История появления

История приспособления начинается в далеком XIX веке: применять эту конструкцию предложил ученый изобретатель Дж. Кэйли. Уже в 1885 году в Соединенных Штатах был получен первый патент на данное полезное приспособление. Затем история ремней развивалась следующим образом:

  • 1903 год. Создан 5-точечный ремень. Его создатель — Луи Рено.
  • 1909 год. В Великобритании из лямок и спиралевидной пружины было изобретено приспособление, что крепко держало людей в автокреслах.
  • 1920-е годы. В больших количествах эксплуатировать удерживающие ремни стали автогонщики. Но для ежедневного применения изобретение все еще оставалось неудобным.
  • Конец 1950-х годов. Нильс Болин, специалист по безопасности «Вольво», представил миру удобный 3-точечный ремень. Изобретатель провел годовой тест, чтобы доказать, что самый безопасный — ремень, что протянут от плеча к бедру. Новинка была от «Вольво» 1959 года.
  • 1957 год. Швеция — пионер по узакониванию удерживающих ремней в автомобилях.
  • 1970 год. Стал знаковым для Советского Союза — новые автомобили стали оборудовать гнездами для ремней безопасности.
  • 1979 год. Изданием соответствующего акта СССР обязал граждан при эксплуатации автосредств использовать данные ремни.

Спасают ли ремни безопасности

До сих пор автолюбители дискутируют, нужно ли пристегиваться при каждой поездке. Некоторых не останавливают даже внушительные штрафы за непристегнутый ремень. В то же время огромная польза приспособления уже давно подтверждена статистикой:

  1. Ремень безопасности спасает жизнь пассажиров на креслах первого ряда в 50 % автомобильных аварий.
  2. При ударе сбоку по корпусу авто пристегнутая лямка в 1,8 раз уменьшает вероятность последствий.
  3. При лобовом ударе ремень на 200 % снижает риск гибели, тяжелых повреждений организма.
  4. Если машина во время аварии перевернулась, опрокинулась, пристегнутые ремни на 500 % уменьшают вероятность смерти и тяжелых травм.
  5. В 80 % дорожных аварий пострадавшие могли бы остаться в живых, если бы были пристегнуты.

В пользу постоянной профилактической эксплуатации ремней говорят и следующие факты:

  • Даже при аварии на «черепашьей» скорости 25 км/ч непристегнутый человек может прилично покалечиться при лобовом ударе по авто. Для сравнения: сила удара будет такой, будто стояли на стуле, а затем рухнули с него на землю плашмя. А если скорость 40 км/ч — будто упали с высоты уже девяти стульев.
  • При движении авто со скоростью 10 км/ч при ДТП вес взрослого увеличивается до 1 тонны, ребенка — до 200 кг. Поэтому даже малыша удержать на руках не возможно.
  • Сила удара непристегнутого человека при разрешенных 80 км/ч равносильна падению с 9 этажа, а 110 км/ч — прыжку с крыши 16-этажки.
  • По статистике 80 % ДТП происходит в городе на скорости до 65 км/ч.
  • Утверждение что аварии случаются, в основном, в дальних поездках, при ночных путешествиях, когда водитель уже не может 100 % концентрироваться на дороге, — миф. Статистика говорит об обратном: ¾ всех смертей при ДТП — не дальше 40 км от дома водителя. Поэтому поездка к другу в другой район порой опасней путешествия через всю страну.

Многие водители, чтобы сигнализаторы ремней не пищали, вставляют в разъем заглушку. Если авто оборудовано воздушными подушками безопасности, это очень необдуманная беспечность. Подушка раскрывается только при пристегнутой лямке. Если же человек не пристегнут, а ремень просто протянут у него за спиной, пассажир получит удар в лицо со скоростью 300 км/ч. Будто его ударил в нос профессиональный боксер в тяжелом весе.

ремни безопасности авто

Виды ремней безопасности

Классификация здесь довольно несложная. Они различаются по числу крепежных элементов. Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает. Познакомимся с классификацией поближе, чтобы убедились, что максимальное число точек — не гарант максимальной безопасности:

  • 2-точечные. Самый первый вариант ремней безопасностей, массово пущенных в производство. Точек крепления было две — в районе пояса или груди. Лямка, соответственно, поперечно сиденью обхватывала человека по поясу. Одна точка была между сиденьями, другая — на пороге или на правой, левой стойке. Недостаток поясной конструкции был весьма существенным: приспособление удерживало только нижнюю часть тела. Верхняя же во время ДТП сильно выдавалась вперед, что влекло за собой фатальные травмы. Что касается грудного ремня, его лямка шла по линии диагонали в районе грудной клетки. Одна крепежная точка, снабженная замком, как прежде, была между креслами, а вторая — на стойке. Ремень был способен удержать верхнюю половину туловища, но была вероятность, что человек «поднырнет» под лямку, что обеспечило бы ему серьезные травмы.
  • 3-точечные. Самая проверенная и надежная вариация на сегодня — и эргономичная в эксплуатации, и обеспечивающая замечательное удержание. Точек крепления здесь, соответственно, три: верхний и нижний крепежные элементы — на стойке ТС, а замковая точка — между автокреслами. При этом один из крепежных элементов — концевой (к нему крепится конец эластичной лямки), а на втором — сматывающаяся катушка. В замке лента фиксируется с помощью подвижного язычка, который перемещается по ленте. Как только протяните лямку и закрепите ее в замке, увидите, что верхняя часть ремня будет находится диагональю по грудной клетке, а нижняя — поперечно линии поясницы. 3-точечный ремень смог совместить в себе грудной и поясной. Он способен и удержать верхнюю половину тела, и нивелировать возможность подныривания. Удобная и простая эксплуатация очевидна — лямку приспособления достаточно только протянуть и закрепить в замке.
  • 4-точечные. Такие ремни сложно встретить на обычных машинах — ими снабжают, в основном, спортивные автомодели. Главная причина — в неудобном использовании. Но надо отметить, что крепежные конструктивы для этих моделей разные. Распространенный вариант — две грудные вертикальные, параллельные друг другу полосы-ленты с неразъемным недвижимым крепежом и одна, поясничная — с разделяющимся замком. Вертикальные ленты при этом будут прикреплены именно к автокреслу. Неудобство здесь в том, что, садясь в машину, придется сначала набросить на плечи продольные ремни на манер рюкзака, а затем протянуть и закрепить поясную лямку. Есть и более современный вариант, когда вертикальные лямки отсоединяются и двигаются.
  • 5- точечные. Применяются и в спортивных автокарах, и в детских автокреслах. По своей конструкции напоминают 4-точечные конструкции, но с тем отличием, что снабжены дополнительной лямкой, которую укладывают между ног и фиксируют в спец замке. Сегодня эта конструкция обеспечивает надежное удержание и самое продуманное распределение нагрузки.
  • 6-точечные. Основной нюанс — в нижней зоне сидения вы обнаружите не один, а сразу два фиксирующих ремня. Это, конечно, обеспечивает лучшую фиксацию, но не гарантирует удобное использование. Сначала человек протягивает поясную ленту, затем фиксирует горизонтальные грудные ремни, а потом еще и закрепляет два нижних. Поэтому авто массового выпуска такими приспособлениями не оборудуются.

фиксация ремней

Составные элементы и их назначение

Основной компонент любого стандартного ремня безопасности — лента из полиэстеровой ткани. Почему именно этот материал? Полиэстер, выделяющийся впечатляющими испытаниями на разрыв волокон, способен выдержать огромные нагрузки. Именно поэтому его выбирают для лямок удерживающих ремней.

Крепеж

Начать стоит с крепеж-точек. Чаще всего устанавливают на стойках автокузова для пущей надежности. Если же элемент крепления определить на сидение, то он может не справиться с предельной нагрузкой — спинка подастся вперед вместе с телом человека.

Важно, что крепежные конструкции, вмонтированные в автокресла, наиболее удобны. Если крепеж находится на стойке, то у людей небольшого роста это вызывает неудобства. Ремень прилегает к шее — это еще и опасно. Если человек, напротив, высокий, лямка проходит ниже уровня плеча, стесняет движения. Именно поэтому автопроизводители делают верхние крепежные элементы на стойках с возможностью регулировки.

Замок

Замок — это элемент, который обеспечивает собой разъемную крепежную точку и, дополнительно, удобную укладку ленты удерживающего ремня. В данном случае замковая конструкция не сложная: на ремне есть специальный язычок, в котором проделывают отверстие, а в самом замке — штифт. После установки язычка штифт зайдет в соответствующее отверстие, обеспечив этим надежную фиксацию. Чтобы разъединить конструкцию, нужно нажать на специальную кнопку — штифт втянется, а язычок высвободится.

Инерционные катушки

Важный момент, влияющий на пользу удерживающих ремней, — достаточное натяжение их лент. В устаревших конструкциях для этого долго изменяли протяженность лямок для своих параметров, используя специальные петли.

Появление инерционной катушки решает сразу несколько насущных проблем:

  1. Как только отстегнете ленту, она сматывается обратно сама.
  2. Катушка отвечает за самостоятельную регулировку натяжки лент ремней безопасности.
  3. При резком разматывании инерционная катушка будет заблокирована. Но все же с небольшой задержкой, что в случае ЧС может повлечь за собой травмы.

Ограничители

Специальные элементы, позволяющие несколько увеличить протяженность лямок, но очень плавно. В случае ДТП это помогает улучшить безопасность и частично погасить выброс энергии.

Преднатяжители

Это один из новейших элементов для проверенного приспособления безопасности. Катушка блокируется не в один момент, отчего тело все же успевает получить ускорение. Чтобы не допустить фатальных последствий, удерживающие ремни стали снабжать преднатяжителями. Они натянут ремень до того, как корпус человека начнет инерционно подаваться вперед. Иными словами, преднатяжители функционируют на опережение в паре с датчиками ударов при воздушных подушках.

Принцип работы ремней безопасности

Для примера рассмотрим самые распространенные приспособления с тремя точками крепления:

  1. Вы садитесь в кресло, до нужных пределов вытягиваете лямку, устанавливаете и фиксируете язычок в замковом механизме,
  2. В это время катушка вберет в себя излишки ленты, но не целиком, чтобы не стеснять в движениях.
  3. В ситуации резкой остановки датчики зафиксируют удар и активируют преднатяжители, которые натянут лямки.
  4. Усилие начнет возрастать, в действие вступит торсион, продлевая длину лямки и погашая тем самым усилие.

Плюсы и минусы разных ремней безопасности

Кратко разберем достоинства и недостатки упомянутых типов приспособлений:

  1. Двухточечные: не стесняют человека в движениях, но не исключающих сложных травм позвоночного столба, приводящих к параличу. Человек при ДТП может «вынырнуть» из-под данной лямки и получить дополнительные повреждения.
  2. Трехточечные: самая удобная, продуманная и распространенная конструкция, способствующая равномерному распространению по удерживающему устройству энергии при ударе.

Правила выбора ремней безопасности

Выбрать новое приспособление, аналогичное старому, несложно. Замену можно легко отыскать:

  • По VIN-коду. Самый точный метод.
  • По модели, марке и году производства ТС. Это достаточные данные для электронного каталога или сообщения продавцу-консультанту в магазине запчастей для авто.

Если посчитаете 3-точечную конструкцию ненадежной, то обратите внимание на 4-точечные модели (с крепежными элементами в комплекте):

  • Sandtler;
  • Prosport;
  • Schroth;
  • Monza.
Stoavtomaster.ru
Call Now Button Adblock
detector