Алгоритм ремонта амортизаторов автомобиля

Ремонт амортизаторов автомобилей в Ростове-на-Дону (в пос. Александровка); на проспекте 40-Летия Победы 318А в автосервисе Мастер. Амортизатор важный узел автомобиля. Именно подвеска испытывает на себе самую большую нагрузку при использовании машины.

Зачем в машине нужны амортизаторы

Без этого узла комфортная езда по дорогам невозможна. Именно амортизатор берет на себя удары, вибрации, толчки, передающиеся на корпус ТС от неровной дороги.

Амортизатор — демпфирующий узел в автомобильной подвеске. Работает в комплексе с пружиной или торсионом, выполняя в таком взаимодействии несколько важных задач — он предназначен:

  1. Гасить различные демпфирования (колебания).
  2. Поглощать удары и толчки: как автомобильного корпуса, так и таких подвижных составляющих, как колеса и подвеска.
  3. Сохранять сцепление с асфальтовой поверхностью колес.
  4. Уменьшать амплитуды колебаний, которые являются следствием работы упругих компонентов подвески — той же пружины.
  5. Преобразовывать в тепловую механическую энергию, возникающую в процессе колебаний и движения.
амортизатор задний

автомобильный амортизатор задний

Сам амортизационный узел можно схематически разобрать на составляющие:

  • рабочая камера, наполненная масляным составом;
  • уплотнительный узловой элемент;
  • поршень;
  • плавающий клапан;
  • камера, где под давлением заключен газ.

В зависимости от модели конкретного амортизатора, принцип его работы заключается либо в газовом, либо гидравлическом сопротивлении. Наиболее распространенный рабочий состав — масло.

Два главных элемента самого амортизатора:

  • Цилиндр. Содержит в себе камеры, которые могут быть наполнены как масляными, газовыми веществами, так и маслом + воздухом.
  • Поршень. Подвижный элемент, расположенный внутри амортизационной системы, — он или поднимается, или опускается. Когда рабочие камеры содержат масло, поршень при движении ощущает на себе сопротивление. Оно создается при перетекании через клапаны масла (из камеры в камеру). В случае с камерой, заполненной газом, поршень испытывает на себе давление, которое обеспечивает сжатый газ. Используемые газы, как правило, и медленно сжимаются, и медленно возвращаются к прежним объемам. И в том, и в другом примере обеспечивается плавное и размеренное движение амортизационного поршня. Именно это и гарантирует отличное гашение ударов и толчков, приходящихся на кузов.

Главная задача амортизационных систем: удержать удовлетворительное сцепление с дорожной поверхностью даже в тех сложных случаях, когда авто следует по пересеченным участкам местности со всеми их ямами и кочками.

Чтобы самостоятельно производить такие сложные процедуры, как диагностика и ремонт, водитель должен уметь отличать передние и задние амортизаторы. Первые традиционно выступают двухсторонними гидравлическими, а вторые — двухтрубными классическими. Различие у них не только по конструкции, но и по назначению: передние амортизаторы оказывают ключевое влияние на управляемость машиной.

Разновидности амортизаторных конструкций:

  1. Монотрубная (однотрубная). Такая модель обладает одним-единственным цилиндром, устанавливается, в основном, в спортивных авто. Важный момент: бывает только с газовым наполнителем.
  2. Двухтрубная. В конструкции, соответственно, представлены два цилиндра, притом один находится внутри другого. С такими амортизаторами путешествие на большой скорости по пересеченной местности весьма не желательно.

Мы уже упомянули в предыдущей классификации наполнитель. По этому пункту амортизаторы трех типов:

  1. Масляный. Узел наполнен маслом, также внутри конструкции имеются воздушные отделы.
  2. Газовый. Элемент будет заполнен газом, находящимся под давлением, плюс незначительным объемом масла. Такие модели исключительно монотрубные, их устанавливают на спортивные авто.
  3. Газомасляный. Амортизатор будет наполнен приблизительно 50 на 50 газовым и масляным составом. Отличный выбор, если вы вынуждены постоянно ездить по неровным трассам.

Чем отличается стойка от амортизатора

Назовем самое важное отличие: стойка — более масштабный узел, а амортизатор — ее часть. Если схематично представить стойки, то они будут включать в себя следующее:

  • пружины;
  • поворотные кулаки;
  • амортизаторы;
  • в отдельных конструкциях — подшипники.

Если вдруг в пути выйдет из строя амортизационный узел, у водителя есть возможность на «черепашьей скорости» добраться до ближайшего автосервиса. А если будет сломана стойка, машина окажется обездвиженной.

Перечислим главные отличия данных узлов:

  1. Амортизатор — элемент стойки. Иначе не может быть. Стойка выполняет амортизирующие функции, задействуя не только данный элемент, но и рулевую тягу, опорную пружину.
  2. На конструкции стойки вы заметите усиленные штоки, усиленный корпус.
  3. Как правило, стоимость стойки будет дороже цены амортизатора.
  4. Без стойки невозможно представить надежное горизонтальное положение машины на дороге.

Самые распространенные неисправности

Автомастера встречаются с целым списком разнообразных поломок амортизационных узлов. Среди самых частых проблем выделяются:

  • разгерметизацию самого амортизационного узла;
  • повреждения штоков;
  • надрывы проушин;
  • присутствие в цилиндрах включений воздуха;
  • деформирование и физических износ пыльников;
  • разрывы на резьбовых соединениях;
  • износ сайлентблоков;
  • деформирование и физический износ уплотнительных колец.

Автовладельцы чаще жалуются на следующие проблемы с амортизатором:

  1. Протекание рабочей жидкости. Главная причина выход из строя сальников или износе иного рода уплотнительных элементов. Не подозревайте именно механические повреждения — сальники изнашиваются часто естественно, по ходу эксплуатации ТС. Справедливо заметить, что чаще всего виновником выхода из строя сальника становится повреждение из-за задиров, ржавчины, попадания частичек пыли и песка на шток.
  2. Механические повреждения и различные деформирования корпусов амортизаторов. Здесь первопричиной является сильный удар. Образуются вмятины, которые не позволяют штоку перемещаться по всему маршруту. Нередко поршень упирается во вмятое место и не сдвигается дальше.
  3. Повреждения самого штока. Довольно редкая ситуация, так как конкретно поршень повреждается только в одном случае: когда авто на большой скорости угодит в яму. Поршень оказывается пробитым, затем происходит его столкновение со дном рабочей камеры. Повреждается не только сам поршень, но и клапаны — масло перестает плавно перетекать из одного отсека в другой. Работа всего амортизационного узла нарушается.
  4. Масло в рабочей камере оказалось низкосортным. На характеристики и свойства данного вещества автовладелец должен обращать самое пристальное внимание. Ведь именно от масла зависит работа всего элемента. Если оно отличается низкой вязкостью, то просто не обеспечит нужное сопротивление для поршня. Но чрезмерно вязкое масло тоже не желательно — в студеное время года оно будет давать ненужной силы сопротивление.

Как правильно проверить амортизаторы на автомобиле

В этом поможет начальная самостоятельная диагностика:

  1. Чтобы обеспечить себе лучший обзор стоек, поверните в правую или левую сторону колеса. Воспользуйтесь эстакадой или смотровой ямой.
  2. В случае, когда не хочется лезть под машину, произведите «экспресс-диагностику»: раскачайте автомобиль с проблемной стороны. А затем внимательно следите за тем, что происходит потом.
  3. Если кузов проделает более двух колебательных движений, прежде чем вернуться к своему нормальному положению, это определенно свидетельствует, что амортизационный узел неисправен.
  4. Когда же по мере раскачивания корпус автосредства неожиданно останавливается, самая возможная причина — заклинивание амортизатора.
  5. Если же во время «качелей» от стойки исходит непонятное стучание, есть смысл подозревать механическое повреждение амортизационной системы. В таком случае не обойтись без обращения к мастерам — в автосервисе машину проверят на специальном стенде.
  6. Тщательно осмотрите стойки: если на их поверхностях имеются подозрительные разводы и подтеки масла, вероятнее всего, корень проблемы в разгерметизации амортизационного узла. К сожалению, зачастую это признак, что элемент полностью неисправен — проблема решается только заменой.
  7. Об исправности амортизатора судите и по его облику. Те же подтеки масла прямо свидетельствуют об изношенных уплотнителях или негодных сальниках. Если их не изменить, узел не будет справляться с возложенными на него задачами.
  8. Обязательно проверьте корпус элемента на намеки деформаций. Даже незначительные вмятины порой сильно затрудняют передвижение штока, а то и целиком заклинивают поршень.
  9. Крепежи обязательно должны быть целыми, без следов ржавчины. На нижних шарнирах вы заметите втулки из резинового материала. Их «тело» должно быть целым, без трещин и следов разрушения.
  10. У рабочего штока просто идеально зеркальная поверхность. Если поршень не напоминает собой зеркало, он не передвигается внутри узла, а значит и весь амортизатор не работает.
  11. Если уже сняли амортизатор, проверить работу лучше установив элемент вертикально. Нижнюю часть фиксируют ногами, после сам поршень вытягивают руками кверху и следят за тем, как он самопроизвольно опускается.
  12. В случае с неисправным амортизатором сопротивление поднятию штока вверх должно быть значительно больше сопротивления при опускании поршня книзу.
  13. В случаях, когда шток передвигается и вверх, и вниз примерно одинаково, можно предположить, что во внутренних камерах дефицит или полное отсутствие масляного вещества.
  14. Если же заметите, что сопротивление уменьшается только в крайнем нижнем и крайнем верхнем положении, можно судить о том, что в цилиндрах камер очутился воздух.

Важный вопрос, который возникает: когда действительно стоит организовать проверку задних и передних амортизаторов? Здесь выделяются четыре бесспорные ситуации:

  1. Сальник поршня оказался разгерметизированным. Следствие этого известно — масло может запросто утечь из стойки в любое время. Нельзя предугадать момент, когда амортизатор окажется полностью нефункционирующим.
  2. Поршень слишком свободно перемещается туда-сюда. Это превращает стойку из амортизатора в направляющий элемент для пружин подвески. Скорее всего, причина неисправности таится во внутренних клапанах.
  3. При сжатиях и отбое заметите люфт. Причина будет в выработке в поршнях и цилиндрах. Последствия неисправности сравнимы с уже перечисленными: амортизатор не справляется с возложенными на него задачами.
  4. Наличие повреждений на корпусе узла, трещин в проушинах. Это негативное воздействие на ходовую систему целиком.

Как прокачать амортизатор

Разберем следующую процедуру, которая различается классом амортизационной системы.

Для газомаслянного, масляного амортизатора прокачивают следующим способом:

  1. Поверните узел так, чтобы он оказался штоком книзу.
  2. Затем надавите на амортизатор из-за всех сил.
  3. Постарайтесь удерживать его в этом положении не меньше 5 секунд.
  4. Не разжимая своих рук, переверните элемент, удерживая его в данном положении еще 7 секунд. Важно дождаться, чтобы ушел весь остаточный воздух.
  5. Теперь вытащите шток до самого конца.
  6. Подождите пару секунд и повторите последовательность пп. 1-5 порядка пяти-семи раз.

С газовыми амортизаторами аналогичную процедуру исполняют уже по иному алгоритму:

  1. Удерживайте элемент в положении, когда шток будет внизу.
  2. Вдавите шток до упора и подождать 5 секунд.
  3. Переверните элемент и, пропустив снова 5-7 секунд, выдвиньте шток до предела.
  4. Переверните узел и повторите пп.1 1-3 еще три-пять раз.

Как продлить срок службы стоек автомобиля

Продлить время службы тех же амортизационных стоек можно простыми мероприятиями:

  1. Не забывайте об обработке днища своего транспорта от ржавчины проверенными противокоррозионными составами.
  2. При езде в зимний сезон в первые 5-10 минут от начала движения не совершайте резких и неожиданных маневров. Дело в том, что резкая остановка, быстрый старт при условиях, когда масло недостаточно разогрето, негативно сказывается на сроке работы амортизационного узла.