Важная система авто — ходовая, главный элемент которой — подвеска, передняя и задняя. Конструкция составлена из нескольких элементов и узлов: их общая задача — обеспечить устойчивую связку колес с корпусом авто. Также она контролирует перемещение колеса в заданной плоскости, плавность движения машины.
Подвеска тесно связана с рулевой, тормозной, двигательной системами, трансмиссией. Чтобы подвеска была исправна не забывайте о периодических ТО, реагировать на «симптомы» поломки диагностикой и ремонтом подвески автомобиля.
Признаки неисправности
Главными причинами проблем с подвесками являются:
- Естественный износ. Из-за постоянной нагрузки «устает» металл, изнашиваются железные и резиновые части.
- Стиль вождения — внезапные маневры, резкое торможение или ускорение, постоянное превышение допустимой скорости.
- Встреча с препятствием — наезды на бордюры, ямы без снижения скорости.
- Некачественные, бракованные элементы системы.
- Постоянное воздействие негативных факторов внешней среды — осадков, влаги, низких и высоких температур, химических составов.
- Ошибки конструкторов еще при проектировании подвески.
- Непроведение ТО либо не правильный техосмотр.
Тем не менее, можно самостоятельно определить, что подвеска неисправна, по ряду характерных признаков.
Отклонение машины в сторону при передвижении
Во время пути вы чувствуете, что ТС упрямо уходит вправо или влево. В данном случае требуется качественная диагностика, ведь это не только распространенный признак проблем с подвеской, но и «симптом» иного рода неисправностей:
- Неравное давление в шинных камерах.
- Проблемы с тормозным суппортом.
- Неравномерный износ шин.
- Неправильно выполненное выравнивание шин.
- Различные неисправности с рулевой рейкой или рулевой тягой.
- Выход из строя рычагов управления.
- Отказ какой-либо из пружин.
Ощущение каждой неровности на трассе
Путешествие по неидеальной дороге нередко служит «лакмусовой бумажкой» для определения неисправных амортизаторов и стоек. Если машина буквально подпрыгивает на каждом ухабе, значит подвеска нуждается в диагностировании.
Можно провести еще одно тестирование на неисправность: обопритесь весом всего тела на переднюю часть припаркованного транспорта — прижмите ее и отпустите. Если после этого корпус будет раскачиваться взад-вперед более, чем трижды, элементы подвески нуждаются в ремонте или замене. Если же игнорировать проблемы с амортизаторами, можно достичь того, что ТС будет подпрыгивать на малейшей неровности.
Еще одна причина сильных «подпрыгиваний» — естественный износ листовых рессор. Поэтому при диагностике не стоит забывать и о них.
Одна сторона машины просела ниже остальных
Если при этом авто находится на ровной дороге, можно судить о неисправности одной из пружин. Дополнительно на эту проблему указывает:
- Громкие постукивания при преодолении кочек.
- Усложнение поворотного маневра.
В свою очередь, пружина повреждается при неисправном амортизаторе: он инициирует ее сильное сжатие, отчего транспорт и просаживается.
Вы можете простым образом убедиться в неисправности пружины: навалитесь всем своим весом на багажник, после резко отпустите его. Если после этого послышатся визги или скрипы, значит, амортизаторы, втулки или пружины точно не в порядке. Не дожидайтесь потери управления на дороге — как можно скорее отправьте авто на диагностику.
При наборе скорости машина заваливается
О проблемах с амортизаторами или телескопическими опорами говорит следующее:
- Машина «клюет носом» при остановке.
- Машина заваливается на бок при поворотах.
- Машина будто приседает при разгоне.
Конечно, с экстремальным типом вождения такое поведение авто будет наблюдаться и при исправной подвеске. Тут стоит судить по повседневному опыту.
Проблемы с управлением
Вы начали ощущать, что руль стал вести себя «ненормально», плохо «слушаться» водителя. Он может проскальзывать как при поворотах, так и в повернутом состоянии. Такие симптомы, помимо проблем с подвеской указывают на неисправность одного из элементов гидроусилителя:
- Малый уровень жидкостей в системе.
- Вышедшие из строя втулки в рычагах управления.
- Ослабленный, ветхий ремень при усилителе.
- Неисправный насос.
- Утечки в одной из рулевых реек.
Диагностика подвески
Если говорить о ремонте подвески, значит, требуется диагностика конкретных групп ее компонентов:
- Упругие: компенсируют влияние вертикальной нагрузки, передают ее на несущую систему.
- Направляющие: ответственны за продольную и боковую нагрузку, задают направление передвижение передних (в отдельных случаях — и задних) колес.
- Демпфирующие: обеспечивают устойчивое положение корпуса авто при следовании по дороге, гасят различные колебания.

Так, в диагностике нуждаются элементы:
- Пружины: ответственны за сцепление с асфальтом, обеспечивают устойчивость при передвижении.
- Шаровые, резиново-железные элементы, сайлентблоки, шарниры: гасят колебания и вибрации.
- Рычаги, рессоры, торсионы: обеспечение вращений колес в заданном положении.
- Амортизаторы: гашение колебаний, в некоторых конструктивных схемах дополнительно — направление движения.
- Стабилизаторы.
Начните с самостоятельной диагностики: осмотрите машину снизу, уделив особое внимание стойкам и амортизаторам. Если на них обнаружены пятна от смазки или масла, это уже признак неисправности.
Для проведения второго теста переведите рычаг передач на «Р», несколько раз всем весом надавите сначала на переднюю, а затем и на заднюю часть машины. Если ее корпус качнулся более 3-х раз после того, как вы уже перестали прикладывать усилия, с подвеской точно не все в порядке.
Машине требуется профессиональная диагностика в автоцентре, что несет в себе проверку:
- Амортизаторов, опорных конструкций, пружин.
- ШРУСов, шаровых опор, рулевых наконечников;
- Сайлент-блоков и иных важных узлов ходовой системы.
- Ступичных подшипников.
- Шлангов, дисков, барабанов, тормозных колодок.
- Общей герметичности тормозного отдела.
В реальности диагностика ТС разделяется на три разновидности:
- Компьютерная: показана для новых машин с электронной системой подвески.
- Ручная: «старый добрый» визуальный осмотр человеком.
- На вибростенде: авто помещают на специальный стенд, направляющий на машину нагрузку, совпадающую с той, которая появляется при реальном передвижении.
Ремонт передней подвески
Работы назначаются по результатам диагностирования. Включает в себя следующие операции:
- Запрессовка нового переднего или заднего рычага вместо вышедшего из строя, дефектного сайлент-блока.
- Перепрессовка передних, задних подрамников.
- Регулировка или замена подшипников на передней или задней ступице.
- Починка или замена амортизатора.
- Смена или ремонт опорного подшипника на переднем амортизаторе.
- Замена поворотных кулаков.
- Обновление ступиц колес, как передних, так и задних.
- Замена одной или нескольких шаровых опор в случае, когда в элементе был обнаружен люфт.
- Замена по необходимости рессор, пружин либо торсионов.
- Замена на новые неисправного продольного, поперечного либо направляющего рычага.
Из этого первоочередными задачами является замена сайлентблоков и подшипников опор, восстановление или замена амортизаторов. Пореже ремонтируют или меняют подвесочные рычаги. Что касается резиновых деталей, проще и быстрее их поменять на новые.

Стоимость операций зависит от совокупности факторов:
- общий объем работы;
- необходимость срочного ремонта;
- сложность строения подвески определенной модели машины.
Ремонт задней подвески
В автосервисе «Мастер» работы идут по четкому алгоритму:
- Проведение визуального осмотра и электронной диагностики. Мастер оценивает состояние пружин, амортизаторов и опорных конструкций. Проверяет на люфт шаровую опору, ШРУС, рулевой наконечник. Диагностирует состояние ступичных подшипников, тормозных колодок, сайлентблоков, а также шлангов, дисков, барабанов и проч.
- Назначение работ на базе проведенного анализа. Мастер знакомит клиента с объемом предстоящего ремонта, последовательностью операций, ценой расходных материалов и услуг.
- Непосредственное устранение выявленных проблем, восстановление рабочего состояния транспорта.

Как правило, задней подвеске чаще всего требуются работы по замене:
- задних амортизаторов;
- сайлент-блоков;
- стабилизаторных стоек;
- стабилизаторных втулок.
Чтобы необходимость ремонта настигла вас как можно реже, не забывайте о простых правилах:
- Время от времени прислушиваясь, не раздадутся ли трески со стороны ШРУСа.
- Не давайте машине непосильную нагрузку.
- Старайтесь, насколько это возможно, объезжать ямки, бордюры и другие дорожные препятствия.
- Время от времени проверяете «здоровье» подвески, даже если нет признаков неисправности.
- Если вы меняете запчасти, устанавливайте только новые детали.
- Доверяйте диагностику и ремонт авто только проверенному сервису.