Стабильное функционирование радиатора — условие долгой работы мотора, профилактики его неисправностей. Ремонт радиаторов автомобиля охладительной системы обеспечивает функционирование двигателя оптимальным температурным режимом на уровне 80-90º С.
Длительный перегрев двигателя приводит к деформации его коробки, заклинке цилиндров, необратимым повреждениям отдельных компонентов. Переохлаждение чревато увеличением траты топлива, ржавлению и скорому выходу из строя цилиндров.
Причины поломок радиатора
Радиатор, как и каждый компонент автосистемы, имеет определенный период службы. При постоянной работе он повреждается от тряски на неровной дороге, забивается грязью и пылью.
Среди самых частых типов поломок этого технологически сложного агрегата выделяется:
- Засорение мусором. Причина в пыли, дорожной грязи, что со временем забивает данный компонент. Проблему можно относительно быстро устранить промывкой.
- Ржавчина. Причинами появления коррозионных повреждений становится нечастая замена охладителя. В свою очередь, ржавчина на радиаторе вызывает повышение давления, кипение охлаждающей массы, образование воздушных пробок. Такие критические факторы запускают за собой череду поломок.
- Подтекание охладителя. Главная причина — нарушение герметизации в локациях, где трубки соединяются с бочками. Либо появление трещин на данных элементах.
Причинами неисправного авторадиатора, таким образом, становится следующее:
- Механическое повреждение сердцевины агрегата при ДТП, наезде на серьезное препятствие.
- Выход элемента из строя из-за долгой эксплуатации.
- Несвоевременное ТО.
- Засорение решетки дорожным мусором.
- Повреждение, поломка решетки.
- Протечка в пластмассовых трубках агрегата.
- Разрывы шлангов.
Как определить неисправность радиатора авто
Любые неисправности, связанные с радиаторами, серьезны и опасны — приводят к заклиниванию и дальнейшему возгоранию мотора. Ведь температура внутри двигателя продолжает нарастать, так как нужного охлаждения не происходит.
О том, что с радиатором явные проблемы, можно узнать по характерным признакам:
- Мотор стабильно перегревается. Если вы это заметили, внимательно наблюдайте за показателями нагрева охлаждающих масс — как часто стрелка уходит в красную зону. Если двигатель продолжает нагреваться даже при работающем кондиционировании, есть смысл говорить, что агрегат забит мусором.
- Повышение расхода антифриза. Если радиатор забит пылью, ржавчиной или другими отложениями, это сильно затрудняет вращение охладительных масс.
- Ухудшение обогрева автосалона. Когда радиатор не в порядке, в салоне будет слабое «отопление». Дело в том, что при засоренных каналах охладительные жидкости не попадают в теплообменник, не отдают тепло.
- Утечка охладителя. Если охладительные массы быстро уходят, судите о том, что ребра либо корпус агрегата поражены коррозией. Если вовремя не ликвидируете проблему, радиатор испортится настолько, что станет непригодным для ремонта.
- Повреждения на водяном насосе. Такая проблема — следствие засоренного радиатора. Когда насос неисправен, стабильная циркуляция охладителя невозможна. Как следствие, происходит утечка антифриза, поломка самого двигателя.
- Поврежденная прокладка головки на блоках цилиндров. При неисправном радиаторе мотор перегревается, что ведет за собой повреждения в головках блоков цилиндров. Охладитель воздействует на смазочную систему — это приводит к неисправимым повреждениям двигателя.
Виды радиаторов автомобиля
Авторадиатор — агрегат, призванный охлаждать двигатель, отводить жар от вращающихся в нем масс. При циркуляции моторная жидкость оказывается в радиаторе, где ее температура повышается за счет потоков встречного ветра. Если машина стоит на месте, то воздух нагнетает сам авторадиатор.
Самые распространенные разновидности радиаторов — медные и алюминиевые. Поближе познакомимся с их достоинствами и недостатками.
Медные радиаторы
Главные достоинства:
- Медь — более мягкий металл в сравнении с алюминием, что облегчает ремонт таких теплообменников.
- Более устойчивый к утечкам агрегат.
- Высокое КПД в сравнении с алюминием.
- Возможность ремонта даже в отдаленных районах.
Главные недостатки:
- Используются трубки диаметром в 1 см — быстрее забиваются, что в общем уменьшает период работы агрегата.
- Металл сильно подвержен коррозии, особенно в студеное время. Ржавлению немного препятствует окраска труб черной краской.
- Вибрации при перемещении авто со временем наносит вред данному радиатору.
- Медные трубы быстрее повреждаются при внутреннем нагреве.
- Твердый припой на медных элементах менее прочен, быстрее изнашивается. На внутренних поверхностях трубок со временем появляется белесый налет, провоцирующий коррозию в местах стыковок таких трубок с баками.
- Стоимость почти в 2 раза больше, чем у алюминиевых аналогов.
Алюминиевые радиаторы
Главные достоинства:
- Алюминий — более легкий материал, нежели медь. Малый вес способствует тому, что агрегат меньше повреждается при вибрациях.
- Алюминиевые трубки почти в 2 раза шире в диаметре — значит, будут реже забиваться.
- Алюминий более устойчив к внутреннему нагреву. При воздействие высоких температур металл не будет крошиться, гнуться и трескаться.
- При сварке алюминий демонстрирует большую ремонтопригодность. После проведения ремонта агрегат служит дольше в сравнении с медным.
- Алюминиевые радиаторы изготавливаются с мягким припоем, более прочным.
- Менее подвержен коррозии, включая электролитическую.
- Имея противоокислительную защиту, служит гораздо дольше медных.
- Тонкие охладительные ребра на подобных агрегатах надежны.
- Более дешевый по цене агрегат.
Главные недостатки:
- Китайские и некоторые отечественные производители поставляют алюминиевые изделия низкого качества.
- Алюминий — металл, плохо поддающийся пайке.
- Утечки появляются чаще, чем на медных устройствах. Такая проблема ведет за собой частые ремонты, способствует более быстрому износу.
- Содержит пластмассовые и резиновые детали, которые довольно быстро портятся и требуют замены.
Ремонт медных радиаторов
Основные работы по возвращению медного агрегата в рабочее состояние:
- Снятие устройства для ремонта.
- Диагностика повреждений, утечек.
- При необходимости — пайка повреждений.
Автосервис также оказывает дополнительные полезные услуги:
- Запаивание поврежденных медных сот в трубках.
- Промывка, прочистка от герметиков, накипи.
- Запаивание трещин на бачках, патрубках.
Самые распространенные проблемы с радиаторами обычно решаются следующим образом:
- Неисправности в пробке расширительного бака — замена поврежденных клапанов.
- Нарушение герметичности бачка — замена прокладки крышки.
- Устранение протечек — подтягивание хомутов, замена затвердевших трубок на эластичные.
- Засорение радиаторов — прочистка сжатым воздухом или промывка напором воды, очистка внешних поверхностей растворителями.
- Механические повреждения авторадиатора — пайка.
Ремонт алюминиевых радиаторов автомобилей
Алюминиевые радиаторы выходят из строя чаще медных по причине, что автопроизводители в целях экономии используют в структуре таких агрегатов пластик, который частенько растрескивается.
Здесь работы включают в себя:
- Снятие агрегата, промывка загрязнений.
- Диагностика повреждений.
- Сварка аргоном или наращивание отдельных деталей.
Пайка алюминия доступна только в автосервисе. Если у вас нет возможности попасть в мастерскую, можно временно остановить проблему при помощи герметиков и клеев:
- «Холодная сварка» для маленьких свищей, трещин и пробоин. Материал продается небольшими брусочками, в основе которых катализатор и клеящий компонент. По свойствам «холодная сварка» чем-то похожа на полиэфирный или эпоксидный клей. Оба компонента разминаются вместе до однородного состояния, затем из полученной массы формируют конус, который острием вдавливают в повреждение,
- Эпоксидный клей и средства на его основе — ремонт трещин на входных и выходных трубах, на трубках радиаторной решетки. Для пущего эффекта в клей добавляют немного алюминиевого порошка — в пределах 15 % от общей массы. Перед процедурой поврежденное место зачищают и обезжириванием. Чтобы жесткость была выше, обматывают стекло материалом, пропитанным клеем. После работ нужно сутки не использовать машину, чтобы клеевой состав успел просохнуть.
- Пайка пластмассы — для устранения повреждений в расширительном баке. Чтобы ремонт имел успех, используется тот вид пластика, из которого сделан компонент.
- «Внутренние» герметики — устранение течи в дороге. Средство засыпают или заливают внутрь авторадиатора. Но будьте внимательны: подобные герметики способны забить собой узкие трубки.
Чтобы необходимость ремонта настигла вас как можно реже, обратите внимание на простые профилактические мероприятия, которые рекомендуется проводить перед каждой поездкой:
- При остывшем моторе обследуйте расширительный бак: там не должно быть намеков на протечки. Уровень охладителя, между «минимумом» и «максимумом».
- Если охлаждающая жидкость близка к критической отметке, долейте ее перед поездкой. Можно заменить дистиллированной водой, но не заливайте более 0,5 л.
- В заключение проверьте уровень охладителя уже при разогретом моторе. Откручивая крышку бачка помните, что она может быть очень горячей. Если уровень охладителя, бывший нормальным, опустился до минимального, можно говорить о повреждениях в трубах и патрубках.
Ремонт радиаторов кондиционеров автомобиля
Главная проблема радиаторов автомобильных кондиционеров — утечка охладителя. Как и теплообменник при двигателе, они работают в экстремальных условиях, весьма способствующих поломке:
- Воздействие грязи и воды.
- Попадающий внутрь мусор и камешки.
- Незащищенность даже при незначительных ДТП: агрегат повреждается даже от небольшого удара по бамперу.
- Радиатор снабжен тонкими трубочками, которые частенько перетираются незакрепленными кабелями, вентиляторами, пластмассовыми кожухами и элементами радиатора мотора.
Самые частые причины ремонта:
- Механические повреждения от случайно попавших камней и мусора.
- Воздействие антигололедных материалов.
- Механические повреждения при неправильной буксировки или ДТП.
- Повреждения от коррозии.
- Утечки средства-осушителя.
Если кондиционерный радиатор засорился или незначительно поврежден, его снимают и просушивают. Затем засыпают порошок-герметик, наливают горячую воду — материал разбухает и перекрывает трещины. Второй способ «косметического» ремонта — использование эпоксидных клеев или «холодной сварки».
Если же поражения глубокие, необходима аргонная сварка в автосервисе. В отдельных случаях мастера прибегают к газотермическому напылению. Выбор зависит от того, из какого материала состоит радиатор.
Чтобы не прибегать к ремонту часто не забывайте проводить осмотр перед поездкой, периодически чистить от мусора, использовать хим препараты, защищающие внутренние и внешние детали от коррозии.