Причины неисправности и ремонт радиаторов автомобиля

Стабильное функционирование радиатора — условие долгой работы мотора, профилактики его неисправностей. Ремонт радиаторов автомобиля охладительной системы обеспечивает функционирование двигателя оптимальным температурным режимом на уровне 80-90º С.

Длительный перегрев двигателя приводит к деформации его коробки, заклинке цилиндров, необратимым повреждениям отдельных компонентов. Переохлаждение чревато увеличением траты топлива, ржавлению и скорому выходу из строя цилиндров.

Причины поломок радиатора

Радиатор, как и каждый компонент автосистемы, имеет определенный период службы. При постоянной работе он повреждается от тряски на неровной дороге, забивается грязью и пылью.

Среди самых частых типов поломок этого технологически сложного агрегата выделяется:

  • Засорение мусором. Причина в пыли, дорожной грязи, что со временем забивает данный компонент. Проблему можно относительно быстро устранить промывкой.
  • Ржавчина. Причинами появления коррозионных повреждений становится нечастая замена охладителя. В свою очередь, ржавчина на радиаторе вызывает повышение давления, кипение охлаждающей массы, образование воздушных пробок. Такие критические факторы запускают за собой череду поломок.
  • Подтекание охладителя. Главная причина — нарушение герметизации в локациях, где трубки соединяются с бочками. Либо появление трещин на данных элементах.
причины поломок радиаторов

причины поломок радиаторов авто

Причинами неисправного авторадиатора, таким образом, становится следующее:

  1. Механическое повреждение сердцевины агрегата при ДТП, наезде на серьезное препятствие.
  2. Выход элемента из строя из-за долгой эксплуатации.
  3. Несвоевременное ТО.
  4. Засорение решетки дорожным мусором.
  5. Повреждение, поломка решетки.
  6. Протечка в пластмассовых трубках агрегата.
  7. Разрывы шлангов.

Как определить неисправность радиатора авто

Любые неисправности, связанные с радиаторами, серьезны и опасны — приводят к заклиниванию и дальнейшему возгоранию мотора. Ведь температура внутри двигателя продолжает нарастать, так как нужного охлаждения не происходит.

О том, что с радиатором явные проблемы, можно узнать по характерным признакам:

  1. Мотор стабильно перегревается. Если вы это заметили, внимательно наблюдайте за показателями нагрева охлаждающих масс — как часто стрелка уходит в красную зону. Если двигатель продолжает нагреваться даже при работающем кондиционировании, есть смысл говорить, что агрегат забит мусором.
  2. Повышение расхода антифриза. Если радиатор забит пылью, ржавчиной или другими отложениями, это сильно затрудняет вращение охладительных масс.
  3. Ухудшение обогрева автосалона. Когда радиатор не в порядке, в салоне будет слабое «отопление». Дело в том, что при засоренных каналах охладительные жидкости не попадают в теплообменник, не отдают тепло.
  4. Утечка охладителя. Если охладительные массы быстро уходят, судите о том, что ребра либо корпус агрегата поражены коррозией. Если вовремя не ликвидируете проблему, радиатор испортится настолько, что станет непригодным для ремонта.
  5. Повреждения на водяном насосе. Такая проблема — следствие засоренного радиатора. Когда насос неисправен, стабильная циркуляция охладителя невозможна. Как следствие, происходит утечка антифриза, поломка самого двигателя.
  6. Поврежденная прокладка головки на блоках цилиндров. При неисправном радиаторе мотор перегревается, что ведет за собой повреждения в головках блоков цилиндров. Охладитель воздействует на смазочную систему — это приводит к неисправимым повреждениям двигателя.

Виды радиаторов автомобиля

Авторадиатор — агрегат, призванный охлаждать двигатель, отводить жар от вращающихся в нем масс. При циркуляции моторная жидкость оказывается в радиаторе, где ее температура повышается за счет потоков встречного ветра. Если машина стоит на месте, то воздух нагнетает сам авторадиатор.

Самые распространенные разновидности радиаторов — медные и алюминиевые. Поближе познакомимся с их достоинствами и недостатками.

Медные радиаторы

Главные достоинства:

  • Медь — более мягкий металл в сравнении с алюминием, что облегчает ремонт таких теплообменников.
  • Более устойчивый к утечкам агрегат.
  • Высокое КПД в сравнении с алюминием.
  • Возможность ремонта даже в отдаленных районах.
медный радиатор

медный радиатор автомобиля

Главные недостатки:

  • Используются трубки диаметром в 1 см — быстрее забиваются, что в общем уменьшает период работы агрегата.
  • Металл сильно подвержен коррозии, особенно в студеное время. Ржавлению немного препятствует окраска труб черной краской.
  • Вибрации при перемещении авто со временем наносит вред данному радиатору.
  • Медные трубы быстрее повреждаются при внутреннем нагреве.
  • Твердый припой на медных элементах менее прочен, быстрее изнашивается. На внутренних поверхностях трубок со временем появляется белесый налет, провоцирующий коррозию в местах стыковок таких трубок с баками.
  • Стоимость почти в 2 раза больше, чем у алюминиевых аналогов.

Алюминиевые радиаторы

Главные достоинства:

  • Алюминий — более легкий материал, нежели медь. Малый вес способствует тому, что агрегат меньше повреждается при вибрациях.
  • Алюминиевые трубки почти в 2 раза шире в диаметре — значит, будут реже забиваться.
  • Алюминий более устойчив к внутреннему нагреву. При воздействие высоких температур металл не будет крошиться, гнуться и трескаться.
  • При сварке алюминий демонстрирует большую ремонтопригодность. После проведения ремонта агрегат служит дольше в сравнении с медным.
  • Алюминиевые радиаторы изготавливаются с мягким припоем, более прочным.
  • Менее подвержен коррозии, включая электролитическую.
  • Имея противоокислительную защиту, служит гораздо дольше медных.
  • Тонкие охладительные ребра на подобных агрегатах надежны.
  • Более дешевый по цене агрегат.
алюминиевые радиаторы

алюминиевые радиаторы автомобиля

Главные недостатки:

  • Китайские и некоторые отечественные производители поставляют алюминиевые изделия низкого качества.
  • Алюминий — металл, плохо поддающийся пайке.
  • Утечки появляются чаще, чем на медных устройствах. Такая проблема ведет за собой частые ремонты, способствует более быстрому износу.
  • Содержит пластмассовые и резиновые детали, которые довольно быстро портятся и требуют замены.

Ремонт медных радиаторов

Основные работы по возвращению медного агрегата в рабочее состояние:

  1. Снятие устройства для ремонта.
  2. Диагностика повреждений, утечек.
  3. При необходимости — пайка повреждений.

Автосервис также оказывает дополнительные полезные услуги:

  • Запаивание поврежденных медных сот в трубках.
  • Промывка, прочистка от герметиков, накипи.
  • Запаивание трещин на бачках, патрубках.

Самые распространенные проблемы с радиаторами обычно решаются следующим образом:

  • Неисправности в пробке расширительного бака — замена поврежденных клапанов.
  • Нарушение герметичности бачка — замена прокладки крышки.
  • Устранение протечек — подтягивание хомутов, замена затвердевших трубок на эластичные.
  • Засорение радиаторов — прочистка сжатым воздухом или промывка напором воды, очистка внешних поверхностей растворителями.
  • Механические повреждения авторадиатора — пайка.

Ремонт алюминиевых радиаторов автомобилей

Алюминиевые радиаторы выходят из строя чаще медных по причине, что автопроизводители в целях экономии используют в структуре таких агрегатов пластик, который частенько растрескивается.

Здесь работы включают в себя:

  1. Снятие агрегата, промывка загрязнений.
  2. Диагностика повреждений.
  3. Сварка аргоном или наращивание отдельных деталей.

Пайка алюминия доступна только в автосервисе. Если у вас нет возможности попасть в мастерскую, можно временно остановить проблему при помощи герметиков и клеев:

  1. «Холодная сварка» для маленьких свищей, трещин и пробоин. Материал продается небольшими брусочками, в основе которых катализатор и клеящий компонент. По свойствам «холодная сварка» чем-то похожа на полиэфирный или эпоксидный клей. Оба компонента разминаются вместе до однородного состояния, затем из полученной массы формируют конус, который острием вдавливают в повреждение,
  2. Эпоксидный клей и средства на его основе — ремонт трещин на входных и выходных трубах, на трубках радиаторной решетки. Для пущего эффекта в клей добавляют немного алюминиевого порошка — в пределах 15 % от общей массы. Перед процедурой поврежденное место зачищают и обезжириванием. Чтобы жесткость была выше, обматывают стекло материалом, пропитанным клеем. После работ нужно сутки не использовать машину, чтобы клеевой состав успел просохнуть.
  3. Пайка пластмассы — для устранения повреждений в расширительном баке. Чтобы ремонт имел успех, используется тот вид пластика, из которого сделан компонент.
  4. «Внутренние» герметики — устранение течи в дороге. Средство засыпают или заливают внутрь авторадиатора. Но будьте внимательны: подобные герметики способны забить собой узкие трубки.
ремонт алюминиевых радиаторов

ремонт алюминиевых радиаторов автомобиля

Чтобы необходимость ремонта настигла вас как можно реже, обратите внимание на простые профилактические мероприятия, которые рекомендуется проводить перед каждой поездкой:

  1. При остывшем моторе обследуйте расширительный бак: там не должно быть намеков на протечки. Уровень охладителя, между «минимумом» и «максимумом».
  2. Если охлаждающая жидкость близка к критической отметке, долейте ее перед поездкой. Можно заменить дистиллированной водой, но не заливайте более 0,5 л.
  3. В заключение проверьте уровень охладителя уже при разогретом моторе. Откручивая крышку бачка помните, что она может быть очень горячей. Если уровень охладителя, бывший нормальным, опустился до минимального, можно говорить о повреждениях в трубах и патрубках.

Ремонт радиаторов кондиционеров автомобиля

Главная проблема радиаторов автомобильных кондиционеров — утечка охладителя. Как и теплообменник при двигателе, они работают в экстремальных условиях, весьма способствующих поломке:

  1. Воздействие грязи и воды.
  2. Попадающий внутрь мусор и камешки.
  3. Незащищенность даже при незначительных ДТП: агрегат повреждается даже от небольшого удара по бамперу.
  4. Радиатор снабжен тонкими трубочками, которые частенько перетираются незакрепленными кабелями, вентиляторами, пластмассовыми кожухами и элементами радиатора мотора.

Самые частые причины ремонта:

  • Механические повреждения от случайно попавших камней и мусора.
  • Воздействие антигололедных материалов.
  • Механические повреждения при неправильной буксировки или ДТП.
  • Повреждения от коррозии.
  • Утечки средства-осушителя.

Если кондиционерный радиатор засорился или незначительно поврежден, его снимают и просушивают. Затем засыпают порошок-герметик, наливают горячую воду — материал разбухает и перекрывает трещины. Второй способ «косметического» ремонта — использование эпоксидных клеев или «холодной сварки».

Если же поражения глубокие, необходима аргонная сварка в автосервисе. В отдельных случаях мастера прибегают к газотермическому напылению. Выбор зависит от того, из какого материала состоит радиатор.

Чтобы не прибегать к ремонту часто не забывайте проводить осмотр перед поездкой, периодически чистить от мусора, использовать хим препараты, защищающие внутренние и внешние детали от коррозии.